среда, 7 октября 2020 г.

Наставничество на складе

 Знакомая ситуация. На складе высокая текучесть персонала. Приходит на склад кладовщик №2. Его прикрепляют к кладовщику №1. У кладовщика №1 заработная плата считается от выработки (количества обработанных заказов, позиций, штук или иного показателя). Кладовщик №1 теряет производительность, нервничает, учит кое-как кладовщика №2. В итоге получаем:

  • нервного кладовщика №1;
  • плохо обученного кладовщика №2;
  • увеличение ошибок, которые генерирует кладовщик №2;
  • потерю эффективности кладовщика №1;
  • увеличение нагрузки на сотрудника по разбору претензий \ недостачи.
👀 "Михалыч, вот тебе мы парня нашли. Обучи его быстро и пусть работает. Тебе в помощь берем. Учи давай". Знакомо?

⏯Теперь вопрос - кто такие Наставники на складе и какую функцию они (наставники) выполняют?

✋Кто такие Наставники?

  • Наставник, это специально выделенный сотрудник, в чьи задачи входит обучение новых сотрудников и выведение их на заданную эффективность.
  • Наставник владеет актуальными инструкциями, чтобы обучать сотрудников правильному выполнению процессов (а не как исторически сложилось).
  • Наставник имеет право принимать решения по сотруднику, на основании набора эффективности и качеству работы, так как постоянно контролирует новых сотрудников на этапе адаптации.
  • Наставник понимает все складские процессы, что позволяет видеть процесс "сверху".
  • Наставник - это носитель знаний и опыта, которые передает сотрудникам в ходе своей работы.
👆Какие показания для введения постоянного Наставничества, отдельным сотрудником:
  • Текучесть персонала.
  • Специализированные бизнес-процессы, которые требуют контроля на этапе введения в должность (например, работа с термолабильным товаром).
  • Потребность за короткое время выйти на высокие показатели эффективности (например, за 3 дня выйти на скорость сборки, не менее 100 строк\час).
  • Принудительная ротация персонала (вывод из штата сотрудников и ввод новых).
👉Наиболее частые вопросы:

  • Может ли быть Наставником сотрудник, например, сборщик товара? Да, может быть. Только Вы уверены, что сборщик сможет обучить качественно нового сотрудника? Специально обученный сотрудник, например, Технолог склада, тратит время, описывает правильное выполнение процесса; и новый сотрудник, который понимает информацию со слов другого плохо обученного сотрудника.
  • Должен ли Наставник знать все складские процессы или только конкретный процесс (например, комплектация). Мое мнение - Наставник должен знать все процессы, чтобы понимать их взаимосвязь и пояснять новым сотрудникам. Кого мы берем на склад? Мы же не берем выпускников института Комплектации и Упаковки. Мы берем людей разных специальностей, профессий, возрастов. И, например, слесарю Иванову, который не понимает почему товар А надо упаковать в коробку, в товар в конверт, надо разъяснить особенности процесса.
  • Какими инструментами должен пользоваться Наставник? Все зависит от уровня технологичности компании. В идеале у Наставника должен быть и инструмент электронного тестирования и электронного обучения, тестовый стенд для обучения персонала, доступ к отчетам (чтобы контролировать эффективность сотрудников).
  • Когда Наставник всех обучил, что делать с Наставником, увольнять? Наставник, повторюсь, это носитель знаний и опыта. Хороший Наставник поможет сделать хронометраж, описать \ актуализировать инструкции, провести аналитику.
  • Какими качествами должен обладать Наставник? Основные качества: способность ясно излагать в доступном виде информацию для других сотрудников; доброжелательность и позитивный эмоциональный настрой; педагогические навыки; работа со складским оборудованием (терминалы, компьютер).
  • Какие еще функции у Наставника? Одним из важных моментов, считаю, это привитие новым сотрудникам ценностям, корпоративной культуре компании.
  • Как Наставник оценивает новых сотрудников? Для нового сотрудника должен быть план адаптации; критерии эффективности (например, за неделю новый сотрудник должен с 15 отборов в час, перейти на 100 отборов).


  • 😶 На одном из складов в Турции, где мне довелось быть, экскурсию на складе проводил сотрудник HR, занимающийся наставничеством. Меня поразило несколько вещей:

    • глубина знаний сотрудником HR специфики работы компании;
    • уровень вовлеченности наставника в процессы.
    Через Наставника этой компании, проходило базовое обучение всех новых сотрудников. Вы скажите, наверное компания маленькая и текучесть персонала не высокая. Отвечу - компания не маленькая, а текучесть действительно не такая и большая.  

    Для меня это был разрыв шаблона, так как в HR привык видеть (без обид) сотрудников, которые выполняют очень узкий функционал.


    😶 На одном из тренингов, проводился интересный конкурс. Группа из 5-ти сотрудников выбирала лидера. Только лидеру показывался чертеж, по которому требуется собрать палатку. Лидер по цепочке транслировал информацию (лидер -> сотрудник 1,  сотрудник 1 -> сотрудник 2, сотрудник 2 -> сотрудник 3, сотрудник 3 -> сотрудник 4, сотрудник 4 -> сотрудник 5). Сотрудник 5 должен собрать палатку. И как понимаете, не собирает. Потому что при передаче информации от этапа к этапу, точность выполнения процесса снижается.


    😶 Есть wms в которой работает контроллер. Контроллер умеет двигать "мышкой" и клавиатурой. Контроллер не знает о "горячих" клавишах. В среднем контроллер обрабатывает заказ 1 минуту. С использованием "горячих" клавиш, скорость контроля вырастает до 45 секунд. И кто-то же должен рассказать контроллеру о том, как увеличить свою скорость?

    Комментариев нет: