Циклическая инвентаризация - метод выборочной проверки товара путем сравнения системного и фактического количества товара, хранящегося на складе.
Практически каждый склад, без исключения, задается вопросом "требуется ли проводить циклическую инвентаризацию" и если да, то как ее делать?
Как правило, процесс циклической инвентаризации (далее ЦИ) реализован в wms системе и тогда возникают вопросы:
- Существующие механизмы ЦИ реализованы в wms?
- Какие ограничения имеет механизм ЦИ в wms?
- Какие варианты ЦИ использует склад и что требуется внедрить в wms?
- Управление инвентаризацией:
- Вариант 1 = wms формирует задачи на инвентаризацию.
- Вариант 2 = оператор склада формирует задачи на ЦИ.
- Отображение информации в терминале:
- Вариант 1 = на экране терминала отображается информация о количестве товара, которое должно быть в ячейке.
- Вариант 2 = на экране терминала не показывается количество товара.
- Корректировка подсчетов:
- Вариант 1 = сотрудник склада, который вводит информацию в терминал, может изменять остатки склада.
- Вариант 2 = принятие решения об изменении остатка принимает администратор системы.
- Управление маршрутом обхода:
- Вариант 1 = сотрудник склада двигается по маршруту, который ему навязывает wms.
- Вариант 2 = сотрудник склада самостоятельно принимает решения, к каким ячейкам подойти для выполнения ЦИ.
- Плановость инвентаризаций:
- Вариант 1 = wms позволяет формировать план - график инвентаризации товара \ групп товаров.
- Вариант 2 = wms позволяет сгенерировать задачи только на основании данных от сотрудника склада.
- Вариант 3 = wms генерирует задачи, на основании событий в системе (например, не нашли товар - сформировалось событие).
Рассмотрим более детально:
1 = Существующие механизмы ЦИ реализованы в wms
Типовой функционал wms, как правило, сводится к:
- ручное формирование задач на инвентаризацию (когда сотрудник склада создает задачи на определенные товары).
- автоматическое формирование задач на инвентаризацию (когда wms реагирует на происходящие события и создает самостоятельно задачи).
2 = Какие ограничения имеет механизм ЦИ в wms
Расхожая фраза "Дьявол в деталях", как нельзя кстати подходит к этому пункту. Примеры ограничений, из-за которых склад не может использовать ЦИ:
- wms сразу списывает товар с остатка склада;
- wms формирует задачи на инвентаризацию из специальных ячеек склада (например, из ячеек брака и т.п.);
- wms загружает задачи на терминал, не позволяя сортировать их (например, пеший сборщик получает задачи на инвентаризацию зоны паллетного хранения).
- wms не позволяет проводить инвентаризацию ячеек с товаром, пока они (ячейки) не будут заблокированы (нельзя будет размещать \ отбирать товар).
- на постоянный пересчет попадают товары, которые стоят меньше, чем стоимость времени персонала, выполняющего ЦИ (например, товар А стоит 10 центов, попадает каждый день в ЦИ; стоимость часа сотрудника, который выполняет ЦИ - 10 у.е. в час).
- ЦИ выполняется только с использованием терминала или только с использованием бумажного носителя.
- в задачи ЦИ нельзя указать причину отказа от выполнения задачи и\или выйти досрочно из задачи.
3 = Какие варианты ЦИ использует склад и что требуется внедрить в wms
В практике, наиболее часто, встречаются следующие виды:
- Проверка пустых ячеек. Данная ЦИ предполагает, что в wms хранится информация о состоянии ячейки (пустая \ занятая). Сотрудники склада проверяют пустые ячейки и при выявлении товара запускают процедуру поиска, откуда взялся данный товар.
- Проверка наиболее часто \ редко отгружаемых товаров. Данный механизм предполагает, что в справочнике товара есть настройка, позволяющая присвоить товару признак и частоту инвентаризации. Например, товар А относится к категории оборачиваемости С и инвентаризируется 1 раз в квартал.
- Проверка дорого товара. Данный механизм также опирается на то, что в справочнике товара есть признак стоимости, по которому можно настроить частоту инвентаризации. Например, товар В, стоящий 10000 у.е. инвентаризируется 1 раз в неделю.
- Инвентаризация товара, который не был доставлен клиенту. Такие задачи добавляются или в ручном режиме сотрудниками по рекламациям или могут загружаться из внешней системы (модулей рекламации).
- Разделение всего ассортимента товара на количество рабочих дней склада для ежедневной инвентаризации. Например, на складе хранится 1000 наименований, количество рабочих дней 251, т.е. 1000 / 251 = 4 наименования товара в день требуется пересчитать.
- Товары с отрицательной историей (например, товар который наиболее часто пропадает на складе, съедается, выпивается, теряется).
- Количество наименований товара, хранящихся на складе.
- Наличие доступного персонала, для проведения ЦИ.
- Наличие оборудования (терминал или бумажный носитель) для пересчета.
- Возможности wms.
- Количество выполняемых операций на складе.
- Ежедневно:
- Проверка пустых ячеек.
- Проверка товаров из списка годовой очередности (см. выше).
- Проверка товаров, которые попали в список рекламаций (клиент получил больше или меньше товара).
- Товары с отрицательной историей.
- Еженедельно:
- Проверка "дорогих" товаров.
- Проверка редко-отгружаемых товаров (если они пропадут, должна быть возможность понять, когда они пропали со склада).
- Не найденный товар перемещается в специальную ячейку склада, в которой накапливается информация об утерянном товаре.
- Если товар найдется в другой ячейке, сотрудник склада должен иметь возможность переместить найденный товар, из ячейки потерь, в нужную ячейку склада.
Комментариев нет:
Отправить комментарий