суббота, 6 июня 2020 г.

Что такое WMS система?

Несколько раз переписывал статью. Сначала были какие то умные мысли о wms и ее роли в компании. Потом решил упростить на примере, который близок каждому руководителю склада.

Итак, поехали....

Период №1
У вас есть склад площадью 500 кв.м. Количество наименований до 200. На складе работает постоянный персонал (кладовщики), которые знают как выглядит товар, куда его лучше разместить. 
Существующих проблем в скорости отбора товара, пересортицы, практически нет.

Период №2
Количество наименований товара увеличивается с 200 до 1000. Склад по размерам остается прежним (площадью 500 кв.м). На складе работают постоянные сотрудники. Начинает увеличиваться количество пересортицы, в пиковые дни (праздники) склад не своевременно отправляет товар.

Период №3
Количество наименований товара увеличивается с 1000. Склад переезжает в новое помещение, площадь склада увеличивается до 1500 кв.м. Растет и товаро-оборот. Для обработки заказов привлекаются новые сотрудники, которым требуется время разобраться в процессах склада (что и где хранится, как правильно учитывается товар). Из-за новых сотрудников возрастает процент пересортицы, фиксируются недостачи, растет процент заказов доставленных с опозданием.

Период №4
Площадь склада и количество наименований - на прежнем уровне. "Старые" сотрудники увольняются. Новые сотрудники могут искать часами нужный товар на складе. Компания теряет покупателей, потому что заказы доставляются не своевременно и с ошибками (недостачи, излишки).

Период №5
Компания меняет склад, площадь склада увеличивается до 5000 кв.м., количество наименований 2500. Ротация кладовщиков, в среднем, 20% в месяц. Сохраняются проблемы: скорость сборки товара, количество ошибок.

И теперь плавно переходим к самому главному - к wms... В какой то момент каждая компания, которая растет, сталкивается с операционными проблемами:
  • на складе появляются "незаменимые" сотрудники, знающие где хранится товар.
  • новые сотрудники обучаются более квартала, пока не поймут, где хранится товар.
  • увеличивается процент рекламаций от клиентов (излишки, пересортица).
  • увеличиваются товарные запасы, потому что не зная сколько товара в наличии, закупщики делают сверх-запасы (хотя мы то знаем, зачем делаются сверх-запасы и без проблем на складе...).
И чтобы разорвать данный порочный круг, компания приходит к потребности как-то упорядочить работу склада. Кто-то кидается в внедрение wms, кто-то дописывает существующую систему (делая из нее программу - локатор), кто-то на уровне администрирования решает проблемы (зонирует товары, обучает сотрудников и т.п.).

На данном пример, я и хотел показать, что внедрение wms это не данность времени. Возможно склад может работать без wms и не зачем тратить деньги, но в какой то момент (увеличение площади, увеличение оборота склада, увеличение численности персонала) начинаются процессы "карточного домика" (например, старые сотрудники, которые не повышают зарплату увольняются, новые сотрудники "косячат", недостача склада растет, после выплаты зарплаты сотрудники увольняются, покупатели уходят из-за низкого качества сервиса), которые сложно остановить.


Внедрение wms позволит:
  • отслеживать в реальном режиме времени уровень товарных запасов;
  • контролировать производительность склада (и, своевременность обработки заказов);
  • быстро обучать новых сотрудников работе.

Комментариев нет: